999allan999 (999allan999) wrote,
999allan999
999allan999

Может быть кто-то не знал...

...но у нас в Твери таки продолжают действовать и Станция юных техников, и Станция юных туристов. Почти как в прежние времена. И, так же, как в прежние, бесплатно для всех. Текст про них и про их директора - под катом, если кому интересно. )

000-1.jpg




Главное - чтобы никто не мешал

Юрий Цветков - о юных туристах, о юных техниках, и о шестидесятилетнем себе

Наверняка многие не знают, но в Твери до сих пор функционирует Станция юных техников. Вмещающая под своей крышей ещё и станцию юных туристов, и много другого, весьма полезного для детей. По сути это многофункциональный центр дополнительного образования - во всяком случае, именно таковым считает всё это хозяйство его директор Юрий Цветков.

-- Юрий Валентинович, с чего всё началось?

-- С 27 школы. Я там учился. И там был такой, буквально легендарный, преподаватель географии - Лев Георгиевич Никаноров. Вот с него всё и началось, да и не только у меня. Он водил нас в походы, мы активно, с интересом занимались под его руководством и краеведением, и ориентированием. И это всё вот так сохранилось на всю жизнь. Умел он детям привить интерес к чему-то интересному и одновременно полезному. Потом - Тверской университет, матфак. Потом директорствовал в школе в Рамешковском районе. Потом работал в 43 школе, - не очень долго, но при трех директорах, и даже приложил руку к их смене. И постоянно занимался туризмом - и сам, и с детьми. Ну, а потом перешел на Станцию юных туристов, методистом. И с тех пор занимаюсь этим, можно сказать любимым делом, как бы на профессиональной основе.

-- Но сейчас это называется Станцией юных техников. Как получилось такое объединение, и что эта структура представляет собой реально сейчас?

-- Как получилось - длинная история. Но если кратко, то так: я был директором Станции юных туристов, потом меня перевели директором Станции Юных техников, а прежнюю структуру мне удалось перетащить за собой, поскольку здесь и помещение это позволяло. А на прежнем месте с этим были проблемы. По факту же я считаю нынешнюю структуру скорее центром дополнительного образования школьников, комплексным центром. Потому что у нас есть не только , скажем, модельные кружки или туристические. Мы стремимся предоставить детям максимум того, что можем дать, что было бы им и интересно - с одной стороны, и полезно - с другой. Поэтому у нас сейчас есть, например, кружок информатики - для тех кто постарше. Или художественный. А для тех, кто помладше, - кружок начального моделирования, то есть по сути лепки, оригами и так далее. Это для самых маленьких, для дошколят. И я не исключаю, что появится у нас и что-то ещё.

-- К слову, а каков контингент? Кто к вам ходит, откуда, зачем?

-- Самый разный контингент. Ну разве что - понятно, с дальних концов города к нам ездить тяжеловато, так что в некотором роде работает территориальный признак: больше к нам ходят те, кто живет поближе. Хотя и тут есть исключения, разумеется. Если же вы имеете в виду материальное положение, то тоже здесь есть самые разные примеры. Ну вот, например, автомоделирование - дело по нынешним временам недешевое. Как-то принесли модель, посмотрев на которую преподаватель задумчиво прогудел: "Да-а, она стоит чуть меньше моих "Жигулей"". Но сами кружки у нас все бесплатные, в отличие от большинства аналогичных, так что, конечно, многие ходят именно по этой причине.

-- Как относятся к вам "наверху"? Помогают ли?

-- Еще с перестроечных времен мы о помощи даже не мечтаем. Не мешали бы - и то хорошо. Помню, лет 8 назад один персонаж, на некоторое время обосновавшийся в областной власти, говорил прямо: "Вы прибыль приносите? Нет. Так зачем вы нам нужны?". Но он, по счастью, долго не задержался. С нынешним руководством, на уровне министерства образования, отношения у нас хорошие, грех жаловаться. Они нас понимают, они помогают, чем могут, но могут, понятное дело, немногое. Так что мы стараемся, и уже привыкли, всё делать своими руками. Вплоть до ремонта фасада или изготовления мольбертов для художественной студии. А сейчас вот сами превратили спортзал в туристический полигон, со всеми верёвками, лестницами и пр. То есть сможем заниматься с туристами не только летом, во дворе, но и зимой, в помещении.

-- А чего бы вы хотели от власти в будущем? Чего не хватает сейчас в этой сфере - даже кроме финансирования?

-- Необходимо понимание "наверху" того, что это нужно. Что это - здоровье, развитие детей, о чём неоднократно говорилось и говорится на федеральном уровне. А раз так, то нужно это направление поддерживать, - не обязательно именно нас и не обязательно финансово. Ведь туризм - обыкновенный детский туризм - дело-то по сути недорогое. Ну собрал детей, организовал, вывез их на день в ту же Константиновку, походили по компасу, пофотографировали, поели бутербродов на привале, - разве это дорого? Разве это сложно? Но нужно, чтобы это было. Чтобы это существовало не на энтузиазме отдельных учителей, а было буквально прописано в программах, требованиях. Чтобы было вот это самое начало, базовое, элементарное. А сейчас этого, к сожалению, нет, и - более того - зачастую есть боязнь этим заниматься. Дескать, "а вдруг что?" Особенно это было заметно после трагедии на Сямозере, когда пошла тенденция "на всякий случай" запрещать абсолютно всё, связанное с детским туризмом. По счастью, этот период вроде бы кончился, и здравый смысл вновь берёт своё.

-- Ну и в завершение. Вы говорили об энтузиастах, и сам явно тоже - энтузиаст своего дела. В чём вы видите сам смысл этого дела и своё в нём предназначение?

-- Смысл этого дела - элементарнейший: занять детей с пользой и для них и для окружающих. Вспомните наше детство: везде бесплатные кружки, секции, причём именно полезные, дающие детям и дополнительное понимание окружающего, и дополнительные навыки, и просто здоровье. Где они сейчас? Всё съела перестройка. Мы сейчас - наверно последние из могикан на территории области, а уж на территории Твери - точно. О нашем существовании даже не все знают, наверно многие думают, что мы давно уже исчезли, как и всё подобное. А мы вот до сих пор живы и работаем. И стараемся делать ровно то же, что делали подобные станции, секции, кружки ещё в советские времена. И мы видим, что детям это действительно нужно. Им это интересно. Они сами приходят к нам и остаются надолго. Это показательно. Это радует. И очень хотелось бы, чтобы так было и дальше. Ведь всё закладывается именно в детстве.

Три вопроса Юрию Цветкову:

-- Какой период своей жизни вы считаете наиболее интересным и запоминающимся?

-- Несомненно работу в школе. Потому что это чистая работа именно с детьми, в гуще детей. А это всегда интересно. Сейчас же я в большей степени всё-таки администратор, это накладывает сильный отпечаток.

-- Вопрос традиционный: планы вашей Станции на ближайшее будущее.

-- Сохранить то, что есть. Я как-то не очень мечтаю, тем более не пытаюсь планировать какие-то улучшения, развитие, рост. Главная задача - задача-минимум - сохранить то, что есть, что уже сделано и работает.

-- Что бы вы пожелали себе в уже скором Новом году?

-- Мне в апреле будет 60, вроде бы уже о пенсии надо думать. Но я бы пожелал себе остаться на этом посту и продолжать работать. Ведь как мне на пенсии? Невозможно без работы.



ЗЫ: А вот фоток я там на этот раз не делал, а зря. Понадеялся, что сохранились прежние, а в архивах не нашёл. В следующий раз пойду - нафоткаю.
Tags: Любопытно, Тверь
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments